среда, 9 мая 2012 г.

Образование деепричастий

Мотиватор "Не познав себя, не познаешь мир!"
В русской книжно-письменной речи часто используется деепричастие (副动词, gerundio) - форма глагола, которая не изменяется и обозначает дополнительное действие (unas acciones complementarios) при главном: Не познав (деепричастие, обозначает неглавное действие) себя, не познаешь(глагол,обозначает главное действие) мир! 
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот (副动词短语fùdòngcí duǎnyǔ, буквальное "деепричастное словосочетание"). Он может стоять в начале, середине и конце предложения и выделяется запятой , 
Образование деепричастий

Деепричастие 副动词
несовершенного вида 未完成体
совершенного вида  成体
-А(СЬ) (II спряжение после ж, ч, ш, щ): Они кричат – крича
Они спешат – спеша
Они учаться – учась
Они слышат - слыша
-В / -ВШИ(СЬ)
Прочитал – прочитав / прочитавши
Написал – написав / написавши
Надулся – надувшись
-Я(СЬ) (в остальных случаях):

Они читают – читая
Они слушают – слушая
Они говорят – говоря
Они улыбаются - улыбаясь
-ШИ
Испечь – испёк – испёкши
Принести – принёс – принёсши
Влезти – влез - влезши

Озябнуть – озяб – озябнув / озябши
Засохнуть – засох – засохнув / засохши Умереть – умер – умерев / умерши
-ВА-Я
Давать – давая
Узнавать – узнавая
Вставать – вставая
-А / -Я (c основой на согласный)
Они наклоНят – наклоня / наклонив(ши)
Они привеЗут – привезя /привёзши
Они принеСут – принеся / принёсши
Они приДут – придя /пришедши
Они встреТятся – встретясь / встретившись 
-УЧИ / -ЮЧИ (устаревший)
Быть – будучи
Играют – играючи
Жалеют – жалеючи
Идут - идучи


НЕТ ДЕЕПРИЧАСТИЙ у глаголов:
- на -чь: печь, беречь, мочь и т.д.;
- с суффиксом -ну-: вянуть, пахнуть, крепнуть и т.д., КРОМЕ тянутьтяня;
- без гласной в основе настоящего времени: ждут, рвут, пьют
- на ж, ш, пл: бежать, (они) вяжут, лижут, мажут, пашут, сыплют.

Задание. Посмотрите на следующие изображения: в синей рамке изображения вызывают положительные эмоции и называются мотиваторами, в черной рамке вызывают либо отрицательные эмоции, либо имеют комический смысл и называются демотиваторами.  
Найдите в них деепричастия (или деепричастные обороты) и объясните, как они образованы.








Найдите ошибки в этих мотиваторах и демотиватиорах:














Комментариев нет:

Отправить комментарий