суббота, 15 сентября 2012 г.

Что наши имена означают?

Новый учебный год благополучно начался! 

Знакомимся с иностранными студентами первого курса и новоприбывшими стажёрами из Китая и Кореи.
Китайские и корейские имена сложны для русских преподавателей, поэтому у каждого студента есть русское имя. На первом занятии обсуждаем значение русских и китайских личных имен и сравниваем традиции именования.

Личное русское имя имеет несколько форм. В документах и официально-деловой обстановке используется полная форма, например, Дмитрий, Ольга. В разговорной речи в общении близких или хорошо знакомых людей употребляется краткая форма: Дима, Оля. В семье  и между очень близкими людьми используются уменьшительные формы, которые выражают отношение к тому, чье имя называется: фамильярное (Димка, Олька) или ласковое, нежное (Димочка, Олечка).

На первом курсе учатся китайские студенты, которых зовут Алексей, Артём, Иван, Игорь, Леонид, Диана, Екатерина, Надежда, Софья. Что значат эти имена?

МУЖСКИЕ ИМЕНА
Алёша Попович - герой русского
 былинного эпоса, богатырь
 и персонаж мультфильмов. 

АЛЕКСЕЙ происходит от греческого слова λέξω (alexō), означающее «защищать, охранять, отражать». Имеет аналоги в других языках: в английском Alexis, испанском Alejo, китайском亞歷 или 亚历, корейском 알렉스 и других языках.
Полная устаревшая форма: Алексий (древнегреческое λεξίας).
Краткая форма: Алёша, Лёша.
Уменьшительные формы: ласкательные Алёшенька, Лёшенька, Лёлик; фамильярные Алёха; Лёха.





Артемий Антиохийский (?-362 г.) -
христианский святой, греческий
военачальник
АРТЁМ по происхождению греческое имя. Есть две версии этимологии имени: от древнегреческого слова ρτεμής (артемес), означающее «крепкий, здоровый» или от слова Αρτέμιος (Артемиос), что означает «посвященный Артемиде». Артемида (по-гречески Άρτεμις  Артемис) – богиня охоты. Происхождение имени богини остается неясным и имеет варианты «медвежья богиня», «владычица» или «убийца».
Полная форма (редко употребляется): Артемий.
Краткая форма: Артём.
Уменьшительные формы: ласкательные Тёма, Тёмочка, Артёмчик, Артёмочка, Артёша, Тёша, Тёшенька, Артёмушка, Артюша; фамильярная Артёмка.


Иван-царевиц - герой русских сказок
ИВАН – еврейское имя, образовано от יוחנן (Йоханан), что означает «Бог смилостивился», «Бог помиловал». Имеет аналоги в других языках: в английском John, Evan, Ivan, Sean, китайском 约翰 Yuēhàn (Юехан), корейском 요한 (Йохан), 요환 (Йохван), испанском Juan (Хуан), итальянском Giovanni (Джованни), французском Jean (Жан).
Полная устаревшая форма: Иоанн.
Краткая форма: Ваня.
Уменьшительные формы: ласкательные Ванечка, Ванюша, Иванушка; фамильярные Ванька, Ванёк, Ванюха, Иванка, Ивашка, Иванюха.

Игорь Рюрикович (878-945)
- великий князь Киевской Руси.

ИГОРЬ – существует две версии происхождения имени: по одной более распространенной версии оно произошло от скандинавского имени Ingvarr или Inglar, где Ing (инг) является именем бога плодородия (изобилия), а varr означает «воинство, сила». То есть имя Игорь имеет значение «охраняющий имя бога». По другой версии имя Игорь происходит от кельтского имени Iger или Inger.
Краткая форма: нет.
Уменьшительные формы: ласкательные Игорёк, Игорька, Игорюша; фамильярная Игорюха.

Леонид I - царь Спарты
 в 491 - 480 гг. до нашей эры
ЛЕОНИД – мужское имя древнегреческого происхождения; образовано от Λεωνίδας (Леонидас), что означает  «потомок льва» или  «подобный льву»: λέων (леон) – «лев», είδος (идас) – «подобный», «потомок».
Краткая форма: Лёня, Лёша, Лео, Леон.
Уменьшительные формы: ласкательные Ленюся, Леся, Лёся; фамильярные Лёха, Лёнка, Лёка.







ЖЕНСКИЕ ИМЕНА
Скульптура богини Дианы
в Лувре (Париж, Франция)

ДИАНА – имя латинского происхождения, означает «божественная». В древнеримской мифологии имя богини Луны и охоты.
Краткая форма: Дина.
Уменьшительные формы: ласкательная Диночка, фамильярные Динка, Дианка.










Екатерина II Великая (1729-1796)  -
императрица всероссийская
ЕКАТЕРИНА по происхождению греческое имя, происходит от древнегреческого имени Αικατερίνη (Айкатерине), которое означает «вечно чистая» (καθαρή (катаре) – «чистый, благопристойный»).
Разговорная полная форма: Катерина.
Краткая форма: Катя.
Уменьшительные формы: ласкательные Катенька, Катюша, Катюшка, Катюня, Катюля, Катёна, Катеринка, Катериночка; фамильярные Катька, Катюха.






Вера,  Любовь, Надежда (справа)
 и их мать София 
(икона Карпа Золотарёва, 1685 год)
НАДЕЖДА – русское имя, калька имени греческой богини надежды  Ελπίς (Элпис, Элпида).
Краткая формаНадя.
Уменьшительные формы: ласкательные Наденька, Надюша, Надюся, Надеждушка. фамильярные Надька, Надюха.













Софья Ковалевская (1850-1891) -
первая в мире 
женщина-профессор математики
СОФЬЯ – греческое имя, происходит от слова σοφία (софиа), что означает «мудрость, разумность, наука». Имеет аналоги в других языках: английском Sofia, испанском  Sofia, Sofi (Софи), Chofa (Чофа), Chofi (Чофи), китайском 索菲娅 (suōfēiyà).
Краткая форма: Соня.
Уменьшительные формы: ласкательные Софьюшка, Сонечка, Сонюша; фамильярная Сонька.










Китайские имена обычно бывают двусложными и пишутся после фамилии. Многие китайцы используют псевдонимы, например, Джеки Чан - это европейский псевдоним актёра (настоящее имя   陳港生  Chan Kongsang, китайский псевдоним 成龍 Sing Lung "Восходящий Дракон"). Более подробно о китайских фамилиях и именах читайте здесь: http://arts.imextrade.ru/review/kaleidoscope-of-culture/given-names/http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12763/


ЗАДАНИЕ. Напишите значение вашего китайского имени. 

17 комментариев:

  1. Меня зовут Шуай【帅】. Моя фамилия Ван【王】. Потому что,мой папа и мой дедушка, они фамилия тоже Ван【王】. Поэтому моя фамилия Ван【王】. Моя имя Шуай, потому что,мой папа и моя мама желают я в будущем становиться полководец. В Китай , Шуай【帅】 означает красивий мальчик, поэтому меня зовут Шуай【帅】
    Ван Шуай, 1 курс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Русское имя Ван Шуай - Иван

      Удалить
    2. Меня зовут Шуай【帅】. Моя фамилия Ван【王】, такая же, как у моего папы и моего дедушки. Моё имя Шуай, потому что мой папа и моя мама желают, чтобы я в будущем стал полководец. Шуай【帅】 означает "красивый мальчик".
      Ван Шуай, 1 курс

      Удалить
  2. Меня зовут 玉婷 Юй Юйтин (Yu Yuting) . Моё русское имя Надя . " Юй " , происхождение этой фамилии , у нас предока зовут 俞跗 Юй Фу . Он отличный врач . Он являлся первым человеком , кто прозванного " Юй " ." Юй " значит " идти напрямик " , " двигаться быстрее " . " Юйтин " , это имя мой папа дал мне . В Китае есть одна идиома 婷婷玉立 " тин тин юй ли " , значит красивая девушка.
    Юй Юйтин, 1 курс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Меня зовут 玉婷 Юй Юйтин (Yu Yuting). Моё русское имя Надя. Юй - это фамилия моего предка. Его звали 俞跗 Юй Фу. Он был отличным врачом и первым человеком в нашем роду, которого назвали Юй. Юй значит "идти напрямик" , "двигаться быстрее". Имя Юйтин дал мне мой папа. В Китае есть идиома 婷婷玉立 тин тин юй ли, которая означает "красивая девушка".
      Юй Юйтин, 1 курс

      Удалить
  3. Меня зовут Ланинь(兰英). Моя фамилия Фэн(冯).(Feng Lanying) Mоё русское имя Диана. Mой папа, его фамилия Фэн(冯), поэтому моя фамилия Фэн (冯). Моё имя моя бабушка дал мне, Ланинь(兰英), в Китае значит цветы орхидея(兰花) и сакура(樱花), потому что моя бабушка очень лювит орхидею и сакуру. Она желала мне стать красивой увернной благорожной девушке.
    Фэн Ланинь,1 курс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня зовут 兰英 (Lanying) Ланинь. Моя фамилия 冯 (Feng) Фэн. Mоё русское имя Диана. Фамилия моего папы Фэн (冯), поэтому моя фамилия Фэн (冯). Моё Имя дала мне моя бабушка. Оно состоит из двух иероглифов: первый иероглиф 兰 означает "орхидея", а второй 英 - "сакура". Бабушка мне дала такое имя, потому что она очень любит орхидею и сакуру. Она пожелала мне стать красивой, уверенной и благородной девушкой.

      Удалить
  4. меня завут Ван Чжэньюй.Ван-это моя фамилия.Чжэньюй-это моя имя.Я не знаю как заначает.В Китае имя детям дали стартше и моя имя мой делушка дал.он сказал-это хорошее имя.поэтому я был на заван так.
    Ван Чжэньюй
    王振宇

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня зовут Ван Чжэньюй. Ван-это моя фамилия.Чжэньюй-это моё имя. Я не знаю, что оно означает.В Китае имя детям дают старшие, и мне имя дал мой дедушка. он сказал, что это хорошее имя, поэтому я был назван так.

      Удалить
  5. меня зовут цзи вэй , имя вэй
    когда я родился , мой рост выше на половина главы ,чем другие дети
    но моя мама маленького роста, поэтому докторы говорили папе
    какая великая мама !
    вэй по-китайски похожен на слово (великий)
    поэтому меня зовут цзи вэй
    Цзи Вэй (Артём), 1 курс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня зовут цзи вэй. Моё имя вэй.
      Когда я родился, я был выше на полголовы, чем другие дети. Моя мама маленького роста, поэтому доктора сказали папе: "Какая великая мама!" Вэй похоже по звучанию на слово "великий", поэтому меня так зовут.

      Удалить
  6. меня зовут лю вэнь вэнь 刘雯文.это имя мне очень нравиться .так как мой дедушка дал мне это хорошое и красивое и единственное имя. это имя для меня очень важнее.когда я родилась а у моего дедушки здоровь полохо .поэтому он дал это имя я думаю что дедушка наделся меня будет красивой доброй и весёлой очень жаль сейчас дедушка не может видеть меня но я верю он может видеть меня.
    Лю Вэнь Вэнь (Екатерина)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня зовут Лю Вэнь Вэнь 刘雯文. Это имя мне очень нравится, так как мой дедушка дал мне его. Это хорошее и красивое имя, и очень важное для меня. Когда я родилась, у моего дедушки было плохое здоровье. Он дал мне это имя, потому что надеялся, что я буду красивой, доброй и весёлой. Очень жаль, что сейчас дедушка не может видеть меня, но я думаю, что он рад за меня.

      Удалить
  7. тинтин кореянка что оно означает?

    ОтветитьУдалить